Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году
Часть 1 Состояние природных ресурсов

Предисловие

Введение

Часть 1. Состояние природных ресурсов

1.1. Минерально-сырьевые ресурсы

1.2. Земельные ресурсы

1.3. Водные ресурсы

1.4. Биологические ресурсы

Часть 2. Качество природной среды

2.1. Атмосферный воздух

2.2. Водные объекты

2.3. Почвы

2.4. Радиационная обстановка

2.5. Климатические особенности 2012 года

Часть 3. Природное наследие

3.1.  Красная книга Российской Федерации  

3.2. Красная книга Пермского края

3.3. Особо охраняемые природные территории

Часть 4. Воздействие основных видов экономической деятельности на окружающую среду

4.1. Воздействие на атмосферный воздух

4.2. Воздействие на водные объекты

4.3. Отходы производства и потребления

4.4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Часть 5. Региональные особенности и проблемы

5.1. Экологическое состояние территории Кизеловского угольного бассейна

5.2. Медико-экологические показатели здоровья населения

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды

6.1. Система исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования

6.2. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности

6.3. Государственный экологический надзор

6.4. Государственная экологическая экспертиза

6.5. Обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды

6.6. Организация и развитие системы экологического образования, формирования экологической культуры

Заключение

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Перечень организаций, предоставивших информационные материалы для Доклада

 

 

1.2. Земельные ресурсы

По материалам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю


Территория Пермского края занимает площадь 16 023,6 тыс. га. В структуре земельного фонда  значительную площадь занимают земли лесного фонда – 10 161,8 тыс. га, или 63,4 % территории края, площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 4 317,5 тыс. га, или 26,9 % территории, земли запаса занимают 417 тыс. га, или 2,6 %, земли населенных пунктов – 445,3 тыс. га, или 2,8 %. Остальные категории земель составляют в совокупности 4,3 % территории края (рис. 1.2.1).


рис 1

Распределение земельного фонда по категориям земель
Распределение земель края по категориям и его изменение показано в табл. 1.2.1.

табл 1

1. Площадь категории земель сельскохозяйственного назначения составляет 4 317,5 тыс. га и за 2012 г. увеличилась на 2,5 тыс. га. Изменения в данной категории связаны с тем, что она увеличилась на 3,2 тыс. га за счет категории земель запаса, уменьшилась на 0,7 тыс. га вследствие перевода в категорию земель населенных пунктов (0,1 тыс. га), в категорию земель промышленности и иного специального назначения (0,1 тыс. га), в категорию земель лесного фонда (0,5 тыс. га).

2. Площадь категории земель населенных пунктов составляет 445,3 тыс. га, за 2012 г. она увеличилась на 0,1 тыс. га вследствие перевода 0,1 тыс. га из категории земель сельскохозяйственного назначения.
3. Площадь категории земель промышленности и иного специального назначения увеличилась за 2012 г. на 0,2 тыс. га и составила 94,5 тыс. га за счет категории земель сельскохозяйственного назначения и категории земель запаса.
4. Площадь категории земель особо охраняемых территорий и объектов в течение года не изменилась и составляет 283,5 тыс. га.
5. Площадь категории земель лесного фонда увеличилась  в 2012 г. на 4 тыс. га и составила 10 161,8 тыс. га за счет категории земель сельскохозяйственного назначения (0,5 тыс. га) и категории земель запаса (3,5 тыс. га).
6. Площадь категории земель водного фонда в течение года не изменилась и составляет 304 тыс. га.
7. Площадь категории земель запаса составляет 417 тыс. га и за 2012 г. она уменьшилась на 6,8 тыс. га за счет перевода в категорию земель сельскохозяйственного назначения (3,2 тыс. га), в категорию земель промышленности и иного специального назначения (0,1 тыс. га) и в категорию земель лесного фонда (3,5 тыс. га).
Основные причины изменений в площадях категорий земель следующие.
Из категории земель сельскохозяйственного назначения переведено:
– 0,1 тыс. га в категорию земель населенных пунктов в Пермском и Ординском районах на основании постановлений Правительства Пермского края от 23 декабря 2011 г. № 1100-п, от 3 мая 2012 г. № 280-п и др.;
– 0,1 тыс. га в категорию земель промышленности и иного специального назначения в Пермском и Ординском районах от 28 ноября 2011 г. № 949-п, от 8 ноября 2011 г. № 860-п, от 31 июля 2012 г. № 591‑п, от 14 декабря 2011 г. № 1031-п и др.;
– 0,5 тыс. га в категорию земель лесного фонда в Кунгурском районе на основании постановлений Правительства Пермского края от 11 октября 2012 г. № 1072-п, от 31 июля 2012 г. № 579-п, от 3 мая 2012 г. № 276-п, от 23 апреля 2012 г. № 230-п, от 29 мая 2012 г. № 353-п, от 19 октября 2011 г. № 776-п, от 26 апреля 2012 г. № 238-п и др.
Из категории земель запаса переведено:
– 3,2 тыс. га в категорию земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства в Суксунском районе на основании постановления администрации Суксунского муниципального района от 2 декабря 2011 г. № 220.
Площадь земель фонда перераспределения в 2012 г. увеличилась на 46,6 тыс. га. Наиболее значительное увеличение фонда перераспределения земель произошло в следующих районах:
– в Ординском районе, где на основании постановлений администрации Ординского муниципального района Пермского края в фонд перераспределения земель переданы земельные участки граждан, прекративших право постоянного (бессрочного) пользования землями сельскохозяйственных предприятий, общей площадью 8,2 тыс. га (постановления администрации Ординского района от 26 июня 2012 г. № 50, от 25 июня 20120 г. № 51 и др.);
– в Косинском районе за счет прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки сельскохозяйственных предприятий: совхозов «Косинский» – 9 166,4 га, «Порошевский» – 9 373,2 га, «Чураковский» – 7 494 га и др. (постановления администрации Косинского муниципального района от 4 декабря 2012 г. № 564, от 4 декабря 2012 г. № 558, от 4 декабря 2012 г. № 557 и др.);
– в Юсьвинском районе, где на основании постановления администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края от 11 апреля 2012 г. № 205 в фонд перераспределения земель переведены земли сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием;
– в Кудымкарском районе – за счет прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком СПК «Колхоз им. Кирова» (постановление администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края от 5 октября 2011 г. № 918).
Государственный мониторинг земель
Пермский край, являясь одним из основных индустриальных центров России, характеризуется сложным комплексом экологических проблем, обусловленных загрязняющим влиянием крупных промышленных центров, интенсивным использованием природных ресурсов, наличием энерго- и материалоемких производств и устаревших, загрязняющих окружающую среду, технологий.
Экономика области индустриального типа включает в себя более 500 крупных и средних предприятий различных отраслей экономики. 
На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Таким образом, антропогенная нагрузка оказывает значительное воздействие на природные экосистемы.
Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002  г. № 846, в перечень задач государственного мониторинга земель входят: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами; обеспечение граждан информацией о состоянии среды в части состояния земель.
Работы по мониторингу в Пермском крае осуществляются не в полном объеме. Основной причиной является отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей ведение государственного мониторинга земель. Для формирования и функционирования системы мониторинга земель необходима разработка целевой  программы государственного мониторинга земель, научно-методической базы и технологии ведения мониторинга земель, утверждение единой системы показателей мониторинга земель.
Из анализа информации о реализации природоохранных мероприятий можно сделать вывод, что в 15 из 18 муниципальных районов (столько администраций предоставили информацию) Пермского края целевые программы, ориентированные на выявление, обследование, учет и устранение негативных процессов на земельных ресурсах, не разработаны. Мероприятия по устранению выявленных нарушений в использовании земель, в основном это несанкционированные свалки ТБО, осуществляются в рамках  плановой и ежегодной  их ликвидации либо санитарной очистки. Отсутствует единая система координации деятельности органов местного самоуправления по вопросам мониторинга земель.
Вместе с тем в положительном практическом опыте по наблюдению за состоянием муниципальных земель необходимо отметить опыт администрации г. Березники, которая ведет ведомственный мониторинг в местах нахождения объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и почву. Мониторинг осуществляют в виде комплекса правовых, организационных, экономических и технических мероприятий. Результаты данного мониторинга отражаются в ежегодном сборнике администрации города «Состояние и охрана окружающей среды». Сборник содержит анализ сведений о состоянии, динамике и тенденциях изменения экологической обстановки на территории города. Также информация доводится  до граждан города по средствам массовой связи и на официальном сайте города.
Кроме того, специалистами администрации г. Березники по ходатайству организаций осуществляется приемка земельных участков по актам натурного обследования после проведенной рекультивации и представления материалов экспертизы пригодности для дальнейшего использования земельных участков по целевому назначению.
В г. Добрянке положительным моментом является создание постоянно действующей комиссии, осуществляющей приемку-передачу рекультивированных земель. Начиная с апреля 2011 г. администрацией Добрянского муниципального района проводится работа по разработке нормативных документов и мероприятий в области охраны окружающей среды, в частности, решаются вопросы организации размещения ТБО, образующихся в г. Добрянке и пос. Полазна. Проводятся работы по рекультивации земель, а также ведется мониторинг негативного воздействия отходов полигона ТБО г. Добрянки на окружающую среду. Разработана программа мониторинга за влиянием полигона ТБО пос. Полазна на окружающую среду. Ежеквартально осуществляется мониторинг источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поверхностных стоков и почвенного покрова.
В Краснокамском районе в рамках долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Краснокамского муниципального района на 2011–2015 годы» в течение 2011 и 2012 гг. было ликвидировано 35 несанкционированных свалок. Осуществляются мероприятия по разработке проектов рекультивации земель, захламленных свалками, в пос. Майском, с. Стряпунята, д. Ананичи.
Землеустройство
Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. К объектам землеустройства относятся территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики, является карта (план) объекта землеустройства. Сведения о местоположении границ объектов землеустройства вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании карт (планов) объектов землеустройства.
В Пермском крае за отчетный период по инициативе заинтересованных лиц (правообладателей объектов электросетевого хозяйства, газопромышленного комплекса и т.д.) проводились землеустроительные работы по установлению границ охранных зон указанных объектов и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранных зон.
Так, по сведениям органа кадастрового учета – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю, за 2012 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах 1 276 объектов землеустройства (из них 87 составляют границы муниципальных образований, 9 – границы территориальных зон, 1 180 – границы зон с особыми условиями использования территорий). В целом в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, за 2012 г. передано на хранение 1 303 единицы землеустроительной документации. Таким образом, землеустроительные работы на территории края проводятся достаточно активно.