Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году
Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды

Предисловие

Введение

Часть 1. Состояние природных ресурсов

1.1. Минерально-сырьевые ресурсы

1.2. Земельные ресурсы

1.3. Водные ресурсы

1.4. Биологические ресурсы

Часть 2. Качество природной среды

2.1. Атмосферный воздух

2.2. Водные объекты

2.3. Почвы

2.4. Радиационная обстановка

2.5. Климатические особенности 2012 года

Часть 3. Природное наследие

3.1.  Красная книга Российской Федерации  

3.2. Красная книга Пермского края

3.3. Особо охраняемые природные территории

Часть 4. Воздействие основных видов экономической деятельности на окружающую среду

4.1. Воздействие на атмосферный воздух

4.2. Воздействие на водные объекты

4.3. Отходы производства и потребления

4.4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Часть 5. Региональные особенности и проблемы

5.1. Экологическое состояние территории Кизеловского угольного бассейна

5.2. Медико-экологические показатели здоровья населения

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды

6.1. Система исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования

6.2. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности

6.3. Государственный экологический надзор

6.4. Государственная экологическая экспертиза

6.5. Обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды

6.6. Организация и развитие системы экологического образования, формирования экологической культуры

Заключение

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Перечень организаций, предоставивших информационные материалы для Доклада

 

 

6.2. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности


Плата за негативное воздействие на окружающую среду
По материалам Управления Росприроднадзора по Пермскому краю

Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.07.2012 № 366 установленный план по плате за негативное воздействие на окружающую среду по Пермскому краю на 2012 г. составляет 336 000 000,00 руб.:
КБК 04811201010016000120 (плата за выбросы от стационарных источников) – 65 856 000,00 руб.;
КБК 04811201020016000120 (плата за выбросы от передвижных источников) – 2 688 000, 00 руб.;
КБК 04811201030016000120 (плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) – 65 856 000,00 руб.;
КБК 04811201040016000120 (плата за размещение отходов производства и потребления) – 201 600 000,00 руб.
Объем платы, начисленной природопользователями в расчетах платы за 2012 г., составляет 555 671 991,88 руб., объем фактически поступившей платы в бюджеты всех уровней в 2012 г. – 573 018 588,57 руб., из них плата за выбросы от сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках в 2012 г. составляет 225 594 889,15 руб.
Общие сведения по плате, начисленной природопользователям Пермского края, согласно расчетам платы за 2012 г. в разрезе видов негативного воздействия и форм платы представлены в табл. 6.2.1.

таб 1

Сведения по фактически поступившей плате в 2012 г. в разрезе уровней бюджетов:

  • федеральный бюджет – 114 603 703 руб.;
  • бюджет Пермского края –  229 207 447 руб.;
  • бюджеты городских округов и муниципальных районов – 229 207 438 руб.

Сведения по состоянию на 3 апреля 2012 г. о наиболее крупных должниках по плате за НВОС с указанием суммы долга представлены в табл. 6.2.2.

таб 3

Финансирование природоохранной деятельности
По материалам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю
На выполнение природоохранных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2012 г. было выделено 849,2 млн. руб., выполнено мероприятий на 817,2 млн. руб. (96,2 %). На совершенствование технологических процессов было запланировано  использовать 70,4 млн. руб., фактически выполнено работ на сумму 42,3 млн. руб. (60,1 %), на ввод в эксплуатацию новых очистных установок – 3,3 млн. руб., фактически – 2,7 млн. руб. (81,8 %).
В минувшем году на текущие затраты, связанные с охраной окружающей среды в крае, потрачено 6,7 млрд. руб., это на 6,6 % меньше, чем год назад. Более половины общих произведенных затрат выделено на сбор и очистку сточных вод, четверть – на обращение с отходами, чуть более 16 % – на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата.
Организациями края в целом на капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды было израсходовано 749,7 млн. руб., это на 19,5 % больше, чем год назад. В общем объеме затрат  удельный вес затрат на капитальный ремонт сооружений и установок по очистке сточных вод составил 64,2 %, установок и оборудования для улавливания и обезвреживания вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, – 22,6 %, сооружений, установок и оборудования для размещения и обезвреживания отходов –12,9 %.
Удельный вес затрат на капитальный ремонт основных производственных фондов по охране окружающей среды в общем объеме природоохранных издержек края составил 11,3 %.
Для улучшения экологической ситуации предприятия и организации Прикамья проводят определенную работу по инвестированию природоохранных объектов (табл. 6.2.3).

таб 2Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану и рациональное использование природных ресурсов, включают затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию объектов. Следует отметить, что доля инвестиций, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов, в общем объеме инвестиций в основной капитал в целом по краю невелика. Максимальный удельный вес на природоохранные инвестиции в период с 1995 по 2010 г. пришелся на 2003 г. (4,8 % общего объема инвестиций), а минимальный – на 2005 г.  (1,1 %).
За истекший год в деятельности предприятий и организаций края наметился рост инвестиционной активности. На природоохранные мероприятия предприятиями и организациями (без субъектов малого предпринимательства) было направлено инвестиций в основной капитал на сумму 2 784,3 млн. рублей, что почти в два раза больше, чем в предыдущем году.
В течение последних семи лет не направляются капиталовложения на охрану и рациональное использование лесных ресурсов. В истекшем году были направлены инвестиции на работы по охране и воспроизводству рыбных ресурсов и на строительство установок для утилизации и переработки отходов производства, что не наблюдалось на протяжении трех предыдущих лет.
В 2012 г. основная доля (49,4 %, или 1 374,2 млн. руб.) природоохранных инвестиций приходилась на мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов, в охрану атмосферного воздуха было вложено 19,3 %, в мероприятия по охране и рациональному использованию земель – 13,4 % всех инвестиций (табл. 6.2.4).

таб 4