Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году
Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды

Предисловие

Введение

Часть 1. Состояние природных ресурсов

1.1. Минерально-сырьевые ресурсы

1.2. Земельные ресурсы

1.3. Водные ресурсы

1.4. Биологические ресурсы

Часть 2. Качество природной среды

2.1. Атмосферный воздух

2.2. Водные объекты

2.3. Почвы

2.4. Радиационная обстановка

2.5. Климатические особенности 2012 года

Часть 3. Природное наследие

3.1.  Красная книга Российской Федерации  

3.2. Красная книга Пермского края

3.3. Особо охраняемые природные территории

Часть 4. Воздействие основных видов экономической деятельности на окружающую среду

4.1. Воздействие на атмосферный воздух

4.2. Воздействие на водные объекты

4.3. Отходы производства и потребления

4.4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Часть 5. Региональные особенности и проблемы

5.1. Экологическое состояние территории Кизеловского угольного бассейна

5.2. Медико-экологические показатели здоровья населения

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды

6.1. Система исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования

6.2. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности

6.3. Государственный экологический надзор

6.4. Государственная экологическая экспертиза

6.5. Обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды

6.6. Организация и развитие системы экологического образования, формирования экологической культуры

Заключение

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Перечень организаций, предоставивших информационные материалы для Доклада

 

 

6.3. Государственный экологический  надзор


Федеральный государственный экологический надзор
Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

По материалам Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (Управление Росприроднадзора по Пермскому краю)

В 2012 г. по направлению «геологический надзор и охрана недр» проведено 112 проверок, из них 46 плановых и 66 внеплановых.
Проверено 185 лицензий, что составляет 19 % от общего количества действующих лицензий (без учета ОПИ), в том числе по видам полезных ископаемых: 49 – УВС, 14 – твердые полезные ископаемые, 114 – подземные воды, 8 – пользование недрами, не связанное с добычей полезных ископаемых.
Кроме того, в ходе проведения проверок выявлено 4 объекта пользования недрами с целью добычи подземных вод без лицензии.
В динамике по годам отмечается устойчивый рост количества проведенных внеплановых проверок, в том числе по выполнению предписаний: если в 2010 г. проведено 42 проверки выполнения предписания, то в 2012 г. – 54 проверки.
По результатам проверок, проведенных в 2012 г., выявлено 143 случая нарушений действующего законодательства в сфере недропользования. В течение 2012 г. устранено 149 нарушений,  в том числе 83 переходящих с 2011 г. 
Основным видом выявленных нарушений в 2012 г. являлось невыполнение условий лицензионных соглашений – 80 %.
Для устранения нарушений выдано 142 предписания, выполнено 148,  в том числе 83 переходящих с 2011 г.
По материалам проверок 2012 г. специалистами отдела геологического надзора и охраны недр возбуждено 77 дел об административных правонарушениях. Сотрудниками отдела рассмотрено 49 административных дел, отправлено для рассмотрения по подведомственности 33 дела.
В 2012 г. по результатам рассмотрения административных дел внесено 18 представлений. Все представления своевременно выполнены.
Наложено штрафов на сумму 2 млн. 324 тыс. рублей. Взыскано штрафов на 3 млн. 430 тыс. руб., в том числе 1 млн. 230 тыс. руб. по штрафам, переходящим с 2011 г.
Особое внимание уделялось доведению проверок до логического завершения путем проверки выполнения предписаний, а также передачи материалов проверок для принятия мер по подведомственности в Росприроднадзор и другие государственные органы. Всего по подведомственности направлено 89 дел, в том числе в Росприроднадзор для инициирования процедуры досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами по 31 лицензии.
По результатам проверок Управления количество нарушителей законодательства о недрах ежегодно снижается: в 2010 г. нарушители составляли 68 % от проверенных хозяйствующих субъектов, в 2011 г. – 57 %, в 2012 г. – 48 %.

Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный надзор и надзор за использованием и охраной водных объектов)

По материалам Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (Управление Росприроднадзора по Пермскому краю)

В 2012 г. проведено 50 плановых, 36 внеплановых и 27 рейдовых проверок. В результате надзорных мероприятий выявлено 49 нарушений, устранено всего 25 нарушений, из них 6 нарушений, выявленных в 2011 г. Выдано 33 предписания по устранению выявленных нарушений, выполнено 21 предписание, из них 6 предписаний, выданных в 2011 г.
Количество хозяйствующих субъектов – нарушителей водного законодательства – 29 из 76 проверенных хозяйствующих субъектов, что составляет 38,2 %. Общее количество хозяйствующих субъектов, являющихся водопользователями, при проверке которых не было выявлено ни одного нарушения, составляет 52 из общего количества проверенных в отчетном периоде хозяйствующих субъектов.
Проведено 14 административных расследований. Выдано 8 представлений, все представления выполнены в срок. Рассмотрено 111 административных дел, из них 67 дел  по материалам Управления, 16 дел по материалам органов прокуратуры и МВД и 28 дел по материалам других органов. Всего привлечено к административной ответственности 89 лиц, наложено штрафов на сумму 443,8 тыс. руб., взыскано 383,3 тыс. руб.
В 2012 г. было рассчитано и предъявлено к уплате штрафов за два случая ущерба, нанесенных водным объектам Пермского края, на сумму 179,7 тыс. руб. В обоих случаях ущерб возмещен в добровольном порядке.

Государственный земельный надзор

По материалам Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (Управление Росприроднадзора по Пермскому краю)

В 2012 г. проведено 52 плановых, 12 внеплановых и 14 рейдовых проверок. В результате надзорных мероприятий выявлено 20 нарушений, устранено 14 нарушений. Выдано 9 предписаний по устранению выявленных нарушений, выполнено 6 предписаний.
Количество хозяйствующих субъектов – нарушителей земельного законодательства – 20 ед. из 58 проверенных хозяйствующих субъектов, что составляет 34,4 %. Общее количество хозяйствующих субъектов, являющихся землепользователями,  при проверке которых не было выявлено ни одного нарушения, составляет 38 ед. из общего количества проверенных хозяйствующих субъектов в отчетном периоде, что составляет 65,5 %.
Проведено 14 административных расследований. Выдано 6 представлений, все представления выполнены в срок.  Рассмотрено 21 административное дело, из них 18 дел  по материалам Управления и 3 дела по материалам других органов. Привлечено к административной ответственности 7 лиц. Наложено штрафов на сумму 183,0 тыс. руб., взыскано 60 тыс. руб. Отменено по решению суда 2 постановления на сумму 60,0 тыс. руб.
В 2012 г. были предъявлены штрафы за 4 случая ущерба, нанесенного почвам Пермского края как компоненту окружающей среды, на сумму 1 353,6 тыс. руб. В 3 случаях ущерб возмещен в добровольном порядке на общую сумму 591,6 тыс. руб.

Государственный надзор в области охраны и использования ООПТ федерального значения

По материалам Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (Управление Росприроднадзора по Пермскому краю)

В течение 2012 г.  проведена 1 плановая комплексная выездная проверка ФГБУ «ГПЗ «Вишерский» по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации по направлениям организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; пожарного надзора в лесах; охраны атмосферного воздуха; обращения с отходами производства и потребления. По материалам проверки возбуждено административное производство, наложен штраф по ч. 1 ст. 8.21. КоАП РФ, который был своевременно оплачен. Кроме того, заповеднику выдано 2 предписания, которые выполнены в установленные сроки.
Проведены 2 внеплановые документарные проверки ФГБУ ГПЗ «Басеги» в части выполнения предписания  от 14.09.2011 об обеспечении инспекторского состава форменным обмундированием, средствами индивидуальной защиты по установленным нормативам. Предписание выполнено.

Государственный земельный надзор

По материалам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю

В 2012 г. работа по государственному земельному надзору на территории Пермского края проводилась согласно утвержденным планам проведения проверок, планам работы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, отдела государственного земельного надзора, при рассмотрении обращений и жалоб граждан, юридических лиц, а также по обращениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, требованиям о проведении внеплановых проверок из органов прокуратуры.
В 2012 г. проведено 7 418 проверок соблюдения требований земельного законодательства. Зафиксировано 3 420 нарушений земельного законодательства.
Динамика: 2010 г. – 6 642 проверки, 2011 г. – 7 743 проверки, 2012 г. – 7 418 проверок.
Количество проверок, предусмотренных ежегодным планом проведения проверок, количество внеплановых проверок, основания их проведения, динамика плановых и внеплановых проверок за последние три года следующие.
В план проверок на 2012 г. было включено 5 184 проверки соблюдения требований земельного законодательства. Из них проведено 4 769 проверок. От общего количества проведенных в 2012 г. проверок (7 418) доля плановых составляет 64 %. Проведено также 2 649 внеплановых проверок по следующим основаниям: по проверке ранее выданных предписаний (50 % от внеплановых), по требованиям прокуроров (12 %) и по обращениям, заявлениям (38 %).
В 2011 г. доля плановых проверок (6 331) от общего количества  проведенных проверок (7 743) была больше – 82 %, внеплановые проверки проводились для надзора исполнения предписаний – 61 %, по требованиям прокуроров (с августа) – 3 % и по обращениям, заявлениям – 36 %.
В 2010 г. доля плановых проверок (4 629) от общего количества  проведенных проверок (6 642) была меньше – 70 %, внеплановые проверки проводились для надзора исполнения предписаний – 65 % и по обращениям, заявлениям – 35 %, по требованиям прокуроров  не проводились  ввиду отсутствия  такого основания в законодательстве.
Таким образом, за последние 3 года отмечается тенденция увеличения внеплановых проверок, проведенных по требованиям прокуроров, при  этом доля внеплановых проверок по обращениям, заявлениям остается примерно одинаковой (35–38 %) при росте абсолютного количества таких проверок (обращений поступает с каждым годом все больше).
Количество выявленных нарушений земельного законодательства, анализ динамики выявленных нарушений за последние 3 года.
По результатам надзорных мероприятий в 2012 г. выявлено 4 124 нарушения, т.е.  в ходе каждой второй проверки (56 % от общего количества проведенных проверок), динамика: 2010 г. – 3005, 2011 г. – 3420, 2012 г. – 4 124 нарушения.
Таким образом, количество выявляемых нарушений с каждым годом возрастает, при этом основным нарушением продолжает оставаться нарушение ст. 7.1 КоАП РФ.
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности, анализ динамики привлечения к административной ответственности за последние 3 года:
В 2012 г. привлечено к административной ответственности 2 560 юридических и физических лиц, из них большая часть – физические лица (80 %); динамика: 2010 г. – 1845, 2011 г. – 2092, 2012 г. – 2560.
Таким образом, количество юридических и физических лиц, привлеченных к ответственности, с каждым годом возрастает, при этом основная категория нарушителей – физические лица.
Суммы наложенных и взысканных с правонарушителей административных штрафов за нарушение земельного законодательства, анализ их изменения за последние три года, меры, принимаемые для принудительного взыскания административных штрафов.
В 2012 г. из наложенных штрафов 4 032,7 тыс. руб. взыскано 3 256,45 (81 %);
динамика: 2010 г. – 2 379 тыс. руб. (взыскано – 1 983 тыс. рублей, или 83 %), 2011 г. – 3 174 (взыскано – 2452,5, или 77 %), 2012 г. – 4 032,7 (взыскано 3 256,45, или 81 %); при отсутствии фактов добровольной оплаты штрафов материалы направляются в службу судебных приставов для принудительного взыскания штрафов и возбуждаются дела по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Таким образом, относительный объем взыскиваемых сумм штрафов остается примерно на одинаковом уровне – около 80 %, при этом, если делать расчеты по штрафам, постановления о наложении которых вступили в силу и сроки уплаты по которым наступили (согласно отчету по показателям эффективности работы), то цифры будут выше (91 % на конец 2012 г.).
Количество выданных предписаний для устранения нарушений земельного законодательства и количество устраненных нарушений, анализ динамики количества неустраненных  нарушений за последние три года.
В 2012 г. выдано 2 922 предписания, в добровольном порядке устранено 1 260 (43 %), по всем остальным выданным предписаниям срок для устранения или не истек или продлен, а также составлены протоколы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ;
динамика: 2010 г. – 2 118 (устранено на конец года 1 083, или 51 %), 2011 г. – 2 306 (устранено 997, или 43 %), 2012 г. – 2 922 (устранено 1 260, или 43 %).
Таким образом, за последние три года отмечается тенденция увеличения количества  выдаваемых предписаний, что напрямую связано с увеличением количества выявляемых нарушений, при этом доля оставшихся неустраненных нарушений на конец года составляет  около половины от выявленных, т.к. по многим нарушениям сроки устранения приходятся на следующий за отчетным год, кроме того, возможно  неоднократное продление срока исполнения предписания, выдача нового предписания (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), но в последующий год количество неустраненных нарушений уменьшается более чем вдвое (по случаям неустраненных  нарушений  Управление информирует собственников земельных участков для решения вопросов в судебном порядке).
Данные по государственному земельному надзору, отражающие динамику работ за 2010–2012 гг., приведены в табл. 6.3.1.

таб 1

Результаты осуществления государственного земельного надзора на территории Пермского края показывают, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. несколько снизилось количество проведенных проверок, но отмечается рост по следующим показателям:  в ходе проведения  проверок выявлено больше нарушений, возбуждено больше административных дел, увеличилось количество привлеченных к административной ответственности лиц, возросла почти на 860 тыс. руб. сумма наложенных штрафов.


Осуществление охраны территории заповедников в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Басеги»

Ульянова Е.М., директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Басеги»

Количество инспекторов охраны по штату – 13 человек. Количество инспекторов фактически – 8 человек, в том числе постоянно находящихся на территории – 2–4 человека. Заместители директора (4 человека) согласно уставу также являются заместителями главного государственного инспектора.
За 2012 г. было проведено:

  • 5 оперативных рейдов в зимний период;
  • 8 - в весенний период;
  • 10 - в летний период;
  • 9 - в осенний период.

Количество дней дежурства инспекторов на территории заповедника – 366 (круглогодично).
В 2012 г. составлено 13 протоколов об административном правонарушении: 10 – на территории заповедника, 3 – в охранной зоне. Все протоколы личностные.
Составлено 15 определений, по 5 определениям составлены протоколы, на 10 определений наложено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Виды выявленных нарушений представлены в табл. 6.3.2.

таб 3

Информация о наложенных взысканных административных штрафах показана в табл. 6.3.3.

таб 2

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Вишерский»
По материалам ФГБУ «Государственный природный заповедник «Вишерский»
В 2012 г. сотрудниками ФГБУ «Государственный природный заповедник «Вишерский» было проведено:

  • 11 моторизированных рейдов (на снегоходах);
  • 13 в составе опергруппы.

Количество дней дежурства инспекторов на территории заповедника – 2 159. В заповеднике 16 инспекторов. Ими составлено 27 протоколов, в том числе 19 – за незаконное посещение (без соответствующих разрешений), 8 – за нарушение правил посещения (незаконная рыбалка, превышение мощности мотора).
Было принято 22 постановления о наложении штрафов и исков на 40,0 и 18,0 тыс. руб. соответственно.

Региональный государственный экологический надзор
Региональный государственный экологический надзор

По материалам Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края

Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края в рамках исполняемых полномочий осуществляет региональный государственный экологический надзор, который в соответствии с действующим законодательством включает в себя:
государственный надзор в области обращения с отходами;
государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
Кроме того, Инспекция осуществляет надзор за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и надзор платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам регионального государственного экологического надзора.  
На 2012 г. было запланировано 59 проверок соблюдения требований природоохранного законодательства. Выполнение плана мероприятий по контролю соблюдения требований природоохранного законодательства  в 2012 г. составило 98 % (по причинам  реорганизации проверяемых юридических лиц).
В течение 2012 г. проведено:

  • плановых проверок – 58 (в 2011 г. – 54);
  • внеплановых проверок –  99 (на 93 проверки больше, чем в 2011 г.);
  • административных расследований – 248 (на 76 больше, чем в 2011 г.); 
  • рассмотрено 63 постановления прокуратуры.

По результатам проверок:
– выдано 389 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды, что на 200  предписаний больше, чем в 2011 г.;
– рассмотрено 417 дел об административных правонарушениях  (на 31 больше, чем в 2011 г.), из них 98 прекращены.
– наложено штрафов на общую сумму 10 136,5 тыс. руб. (в 2011 г. – 7 460,75 тыс. руб.).
По результатам проведенных проверок 10 материалов направлено в судебные органы.
Наиболее типичными из выявленных нарушений являются нарушения экологических требований при обращении с отходами производства  и потребления (сумма штрафов – 7 472 тыс. руб.), в частности, отсутствие необходимых разрешительных документов в области обращения с отходами производства и потребления: лимитов на размещение отходов в окружающей среде, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортов опасных отходов. Второе место занимают нарушения правил охраны атмосферного воздуха (сумма штрафов – 709 тыс. руб.), в частности, отсутствие разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Далее следует невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сумма штрафов  – 680 тыс. руб.).
Аварийных ситуаций на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в 2012 г. не зарегистрировано.
В части осуществления регионального государственного надзора  в области использования и охраны водных объектов наиболее типичными являются такие нарушения, как нарушение правил водопользования  (сумма штрафов – 365,5 тыс. руб.), а также использование водных объектов с нарушением его условий; на втором месте – несоблюдение правил охраны водных объектов (сумма штрафов – 344 тыс. руб.).
В рамках осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края при химико-аналитическом сопровождении КГБУ «Аналитический центр» ежегодно за счет средств краевого бюджета проводятся рейды на речных судах по водным объектам с отбором проб воды в устьях малых рек Пермского края с целью установления загрязнения водных объектов и выявления его причин.
Утверждены 3 маршрута рейдов:
– «Северный»: р. Вишера, Добрянка, Зырянка, Иньва, Обва, Полазна, Усолка;
– «Южный»: р. Гайва, Ласьва, Мулянка,  Нытва, Очер, Ошап, Сюзьва, Сайгатка, Тулва;
– «Юго-Восточный»: р. Вороновка, Сыра, Кутамыш.
Превышений загрязняющих веществ для водоемов рыбохозяйственного назначения не выявлено.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 июня 2010 г. № ПР-1640 ГС  (п. 15  поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина ВП-П9-3955 «Инвентаризация и учет объектов накопленного экологического ущерба, а также разработка комплекса мер по его ликвидации с определением механизмов и объемов финансирования этих мер, включая пилотные проекты отработки технологии ликвидации накопленного ущерба») в 2012 г. продолжалась работа, начатая в 2011 г., по инвентаризации объектов размещения отходов, выявлению и ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.
В результате совместных действий  Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, органов местного самоуправления и Управления Росприроднадзора по Пермскому краю было выявлено 934 несанкционированные свалки общей площадью 104,7 га. Из них ликвидировано 837 свалок общей площадью 97,9 га (90 %).

Государственный лесной и пожарный надзор

По материалам Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края

В 2012 г. государственный лесной и пожарный надзор осуществлялся Министерством лесного хозяйства Пермского края, с сентября 2012 г. – Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Показатели лесного надзора приведены в табл. 6.3.4.

таб 4

В результате осуществления лесного и пожарного надзора:
– рассмотрено 799 административных дел, в том числе 310 – по нарушению правил пожарной безопасности, 26 – по нарушению правил санитарной безопасности, 417 – по нарушению правил использования лесов, 34 – по незаконной рубке, 7 – по самовольному занятию земельного участка и 5 – по нарушению правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства;
– наложено административных штрафов на сумму 6 547,3 тыс. руб., из них на юридических лиц – 6 128,0 тыс. руб., на должностных лиц – 331,9 тыс. руб. и на физических лиц – 87,4 тыс. руб.
За 2012 г. на территории Пермского края выявлено 1 052 случая незаконной рубки леса с объемом 58,1 тыс. кубометров с причиненным ущербом на сумму 401 877,6 тыс. руб., в том числе совершено неустановленными нарушителями 523 случая с объемом 26,2 тыс. кубометров с причиненным ущербом на сумму 225 220,3 тыс. руб.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество случаев незаконной рубки леса увеличилось на 0,9 % (1 043 случая), объем снизился на 8,0 % (63,2 тыс. м3) и ущерб снизился на 6,7 % (430 599,6 тыс. руб.). Выявляемость виновных лиц в совершении незаконных рубок древесины в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 5,8 % (с 500 до 529 случаев).
Предъявление исков на возмещение ущерба в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 7,4 %, добровольная оплата исков увеличилась на 14,1 %, в то же время снизилась присуждаемость исков судами на 10,6 %.
В целях принятия мер по борьбе с нарушениями лесного законодательства (незаконной рубкой леса)  ГКУ (лесничествами) за 2012 г. направлено в полицию 1 052 материала (100 %  от общего числа выявленных случаев незаконной рубки леса), по ним возбуждено 847 уголовных дел (80,5 % от общего числа направленных материалов), по которым привлечено к уголовной ответственности 198 человек. Вынесено 97 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел (9,2 % от общего числа направленных материалов).

Региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края

По материалам Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края

Постановлением Правительства Пермского края от 26 ноября 2012 г. № 1334-п утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края.
В соответствии с планом надзорных мероприятий за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 19 октября 2011 г. № СЭД-30-01-03-267, в 2012 г. проведены проверки с выездом к месту разработки:
– Заосиновского месторождения песка и гравийно-песчаной смеси (ООО «Стройматериалы-14», владеющего правом пользования недрами с целью разработки участка «Восточный-2» Заосиновского месторождения по лицензии ПЕМ 01166 ТР);
– месторождения гравийно-песчаной смеси Нижнее Городище – Пожва (ООО «Геоэксплуатация», владеющего правом пользования недрами с целью разведки и добычи гравийно-песчаной смеси месторождения «Нижнее Городище – Пожва» по лицензии ПЕМ 80035 ТЭ);
– Каменского месторождения кирпичных глин (ООО «Инновационная керамика», владеющего правом пользования недрами с целью разведки и добычи  кирпичных клин Каменского месторождения в Пермском районе Пермского края по лицензии ПЕМ 80026 ТЭ);
– Истяковского месторождения карбонатных пород (ОАО «Пермавтодор», владеющего правом пользования недрами с целью разработки Истяковского месторождения карбонатных пород в Октябрьском районе Пермского края по лицензии ПЕМ 01168 ТЭ).
По результатам проверок  вынесено 2 предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами.
Показатели регионального государственного надзора приведены в табл. 6.3.5.

таб 5

В результате осуществления государственного надзора:
–    рассмотрено 58 обращений о самовольном пользовании недрами;
–    рассмотрено 48 дел об административных правонарушениях в сфере недропользования, из которых 12 нарушителей – юридические лица, 12 – должностные лица и 24 – физические лица.
За нарушение законодательства в сфере недропользования за 2012 г. Министерством обеспечено взыскание в федеральный бюджет 0, 915 млн. руб.

Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения

По материалам Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края

В 2012 г. Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края начата работа по осуществлению государственного надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения. Принято постановление Правительства Пермского края от 14 ноября 2012 г. № 1297-п «Об утверждении Порядка организации и осуществления  государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения», которое регулирует организацию и осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения.
В 2012 г. проведена 1 внеплановая проверка соблюдения режима охраны ООПТ в Чернушинском муниципальном районе, нарушений не выявлено.

Государственный охотничий надзор за соблюдением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

По материалам Государственной инспекции по охране и использованию объектов животного мира Пермского края

В 2012 г. проведено 3 142 мероприятия по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора за соблюдением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Пермского края, составлено 297 протоколов об административных правонарушениях, выявлено 86 случаев незаконного отстрела копытных животных. Информация по мероприятиям по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора за соблюдением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в 2012 г. представлена в табл. 6.3.6.

таб 6