Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году

Предисловие

Введение

Часть 1. Состояние природных ресурсов

1.1. Минерально-сырьевые ресурсы

1.2. Земельные ресурсы

1.3. Водные ресурсы

1.4. Биологические ресурсы

Часть 2. Качество природной среды

2.1. Атмосферный воздух

2.2. Водные объекты

2.3. Почвы

2.4. Радиационная обстановка

2.5. Климатические особенности 2012 года

Часть 3. Природное наследие

3.1.  Красная книга Российской Федерации  

3.2. Красная книга Пермского края

3.3. Особо охраняемые природные территории

Часть 4. Воздействие основных видов экономической деятельности на окружающую среду

4.1. Воздействие на атмосферный воздух

4.2. Воздействие на водные объекты

4.3. Отходы производства и потребления

4.4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Часть 5. Региональные особенности и проблемы

5.1. Экологическое состояние территории Кизеловского угольного бассейна

5.2. Медико-экологические показатели здоровья населения

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды

6.1. Система исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования

6.2. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности

6.3. Государственный экологический надзор

6.4. Государственная экологическая экспертиза

6.5. Обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды

6.6. Организация и развитие системы экологического образования, формирования экологической культуры

Заключение

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Перечень организаций, предоставивших информационные материалы для Доклада

 

 

Заключение


Пермский край является одним из развитых промышленных регионов России, имеет высокий экономический потенциал. Доминирующее положение в региональной экономике занимает промышленность. Основными видами экономической деятельности, в которых специализируются пермские промышленные предприятия, являются добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, производство нефтепродуктов, машин и оборудования, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Текущая хозяйственная деятельность предприятий обуславливает высокое негативное воздействие на окружающую среду, что не позволяет достичь требуемого качества окружающей среды, обеспечить сохранение объектов природного наследия.
64 % городского населения края находится под воздействием высокого и очень высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха. Причинами возникновения в воздушном бассейне повышенных концентраций загрязняющих веществ: формальдегида, бенз(а)пирена, этилбензола, фенола, аммиака, диоксида азота и др. – являются сосредоточение основного производственного потенциала в крупных городах края, устойчивый рост автомобильного транспорта в сочетании с отставанием развития современной дорожно-транспортной инфраструктуры.
Одним из негативных факторов изменения гидрохимического состояния поверхностных водных объектов является их прямое загрязнение сточными и ливневыми водами, 22 % которых являются загрязненными. Значения комплексной оценки качества воды характеризуют воду как «загрязненная» и «грязная». Концентрации в поверхностных водах таких загрязняющих веществ, как нефтепродукты, фенолы, соединения марганца, меди, железа, аммонийный и нитритный азот, трудноокисляемые органические вещества, стабильно превышают допустимые нормы. Вместе с тем следует отметить, что в створах, расположенных на р. Каме (район пос. Гайны), участках северных рек Косы и Колвы, где отсутствуют антропогенные источники загрязнения водных объектов соединениями железа, марганца, меди, качество воды соответствует классу «загрязненная».
Особую проблему составляет загрязнение почв. На территории края накоплено 782,4 млн. тонн отходов производства и потребления, являющихся серьезным фактором негативного воздействия на окружающую среду и население. Большинство отходов размещается на объектах, имеющих длительный срок эксплуатации и степень заполнения более 80 %. Наиболее остро проблема с размещением отходов стоит в сельских поселениях, где складирование отходов производится на несанкционированных свалках.
Существенное негативное воздействие на все компоненты окружающей среды оказала длительная (более 200 лет) промышленная эксплуатация угольных шахт Кизеловского бассейна. Изменение окружающей среды проявилось в деформации углевмещающих пород и земной поверхности, истощении и загрязнении подземных и поверхностных вод, затоплении подработанных территорий, изъятии земельных площадей из оборота и др.
Несмотря на полное прекращение производственной деятельности, ликвидированные шахты продолжают оказывать интенсивное негативное воздействие на окружающую среду, особенно на водные объекты. Содержание железа и марганца в самых грязных реках Пермского края – Кизеле, Вильве, Северной Вильве, Косьве – соответствует критериям экстремально высокого и высокого загрязнения водного объекта. Ежегодный экологический ущерб, причиняемый рекам, подверженным влиянию изливов кислых шахтных вод, составляет 90 % от величины ущерба, наносимого всем водным объектам Пермского края.
Экологическую обстановку в Пермском крае усугубляет наличие объектов накопленного экологического ущерба, образованных в результате прошлой хозяйственной деятельности, в том числе бесхозяйных. К ним относятся загрязненные земли промышленных площадок и сопредельные территории действовавших в прошлом химических, металлургических, деревоперерабатывающих и других производств, а также отвалы, карьеры, накопители отходов производств. Накоплен ущерб в результате прошлой деятельности, связанной с местами дислокации военных частей.
В связи с высокой концентрацией размещения техногенных и природно-антропогенных комплексов остается неблагополучным состояние окружающей среды многих муниципальных образований края. К числу территорий – лидеров по уровню суммарной антропогенной нагрузки относятся:
– городские округа: Пермь, Березники, Соликамск;
– муниципальные районы: Чусовской, Чайковский, Горнозаводский, Пермский, Александровский, Добрянский, Красновишерский, Кунгурский, Краснокамский, Губахинский, Лысьвенский.
Основные показатели воздействия на окружающую среду Пермского края за период 2008–2012 гг. приведены в табл. 1.

В целях снижения  негативной нагрузки на окружающую среду  в Пермском крае:
1. Реализуются планы мероприятий хозяйствующих субъектов, направленных на достижение нормативных показателей по выбросам и сбросам загрязняющих веществ, предусмотренные распоряжением Правительства Пермского края от 4 марта 2011 г. № 33-рп «О планах мероприятий юридических лиц Пермского края по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ».
Общий объем инвестиций в охрану окружающей среды на 2011–2015 гг. составит 2,4 млрд. руб. Выполнение мероприятий обеспечит улучшение состояния атмосферного воздуха в г. Соликамске, Чусовом, Губахе. Улучшится состояние водных объектов (Воткинское водохранилище в районе  Пермско-Краснокамского промузла г. Чайковского, участки Камского водохранилища в районе Соликамско-Березниковского промузла, р. Вишеры, Чусовой, Сылвы).
2. В соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 20 апреля 2007 г. № 54-рп «Об использовании топлива для автомобильной техники с улучшенными экологическими характеристиками в Пермском крае»  на территории региона осуществляется:
– постепенный переход общественного транспорта на автотранспорт, соответствующий экологическому классу «Евро-3»;
– преимущественное использование для государственных нужд экологически чистого топлива стандарта «Евро-4» для бензина, «Евро-5» для дизельного топлива.
3. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 30 ноября 2012 г.  № 1379-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на 2013–2017 годы» будут решаться проблемы обезвреживания бытовых отходов за счет:
– внедрения раздельного сбора отходов потребления на всей территории края;
– строительства нескольких крупных комплексов по переработке отходов потребления и вторсырья;
– строительства объектов сортировки отходов;
– строительства полигонов для захоронения отходов.
Мероприятия программы обеспечат увеличение доли отходов, подвергаемых переработке, с 3 %  в 2012 г. до 70 % в 2017 г.
Общий объем финансирования с использованием механизмов частно-государственного партнерства составляет 4,7 млрд. руб., в том числе внебюджетные средства – 2,3 млрд. руб.

4. Реализуется совместный протокол по вопросам ликвидации особо убыточных шахт в Пермском крае, подписанный Министерством энергетики Российской Федерации и Правительством Пермского края.
В рамках совместного протокола предусмотрена реализация комплексных мер по оздоровлению состояния окружающей среды в Кизеловском угольном бассейне (далее – КУБ) за счет:
– строительства очистных сооружений на шахтах им. Ленина, Центральной, Таежной, 40 лет ВЛКСМ;
– рекультивации промышленных площадок шахт Ключевской, Западной, Коспашской, Широковской, им. Ленина, 40 лет ВЛКСМ, Нагорной, Центральной.
Мероприятия по оздоровлению КУБ включены в Долгосрочную программу по развитию угольной промышленности России на период до 2030 года, объем финансирования составляет 5,3 млрд. руб.
5. В целях снижения негативной нагрузки на окружающую среду Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии  Пермского края разработан проект  Концепции долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды Пермского края на 2014–2018 годы» (далее – Программа).
Программный подход к решению проблем позволит скоординировать разноплановые мероприятия технического, научно-исследовательского, правового, информационного, просветительского характера, увязанные по задачам, ресурсам и срокам. Разработка и реализация долгосрочных целевых программ по охране окружающей среды является действенным инструментом принятия управленческих решений в сфере оздоровления окружающей среды.
Основной целью Программы является обеспечение экологически безопасных условий жизни населения Пермского края за счет улучшения качества окружающей среды, сохранение объектов природного наследия.
Финансирование Программы предлагается осуществлять за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов. Общая потребность в финансовых ресурсах на выполнение природоохранных мероприятий составляет 5 608 млрд. руб., из которых чуть менее 350 млн. руб. составляет потребность в средствах краевого бюджета.
Концепцией Программы предусмотрена реализация следующих мероприятий:
– создание территориальной системы наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с использованием автоматизированных постов наблюдений в 16 городах края, развитие системы мониторинга водных объектов, радиационно опасных объектов;
– проведение работ по экологической реабилитации территорий, подвергшихся влиянию прошлого экологического ущерба, и радиологическое районирование территорий;
– совершенствование системы управления и охраны особо охраняемыми природными территориями регионального значения, проведение мероприятий, направленных на сохранение и восстановление численности «краснокнижных» объектов животного и растительного мира; издание Красных книг Пермского края;
– развитие системы школьного, вузовского, дополнительного экологического образования, семейного экологического воспитания, экологического просвещения широких слоев населения;
– сопровождение региональной экологической политики, включающей разработку научных обоснований и рекомендаций в сфере охраны окружающей среды, и совершенствование аналитического сопровождения регионального государственного экологического надзора;
– медико-экологическая реабилитация детского населения, в рамках которой будет проводиться стационарное лечение детей с экологически обусловленными нарушениями здоровья и амбулаторная лечебно-профилактическая помощь детям с риском развития экообусловленных нарушений здоровья.
За счет выполнения мероприятий Программы планируется достичь улучшения состояния окружающей среды, снижения антропогенной нагрузки на водные объекты края на 90 %, организовать первый в крае природный парк, развить комплексную систему экологического просвещения и информирования населения, снизить уровень экологически обусловленной заболеваемости детского населения.